Расширенная реальность (XR) — это термин, который охватывает несколько технологий, но также описывает спектр методов изменения реальности, включая виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR) и смешанную реальность (MR). XR объединяет все эти идеи.
Виртуальная реальность
Виртуальная реальность, вероятно, является компонентом XR, с которым знакомо большинство людей. В спектре XR виртуальная реальность стоит особняком как единственная технология, которая полностью отключает вас от реальности. По крайней мере, виртуальная реальность заменяет ваше видение и слух окружающего мира имитацией виртуального мира. Более продвинутые формы виртуальной реальности также включают тактильную обратную связь — термин, используемый для обозначения различных форм сенсорной обратной связи.
Гарнитуры виртуальной реальности, такие как Oculus Quest 2, позволяют вам мгновенно перемещаться в совершенно другое место, позволяя вам почувствовать «присутствие» в виртуальном мире, отдельном от того, в котором вы находитесь на самом деле.
Дополненная реальность
В отличие от VR, AR не отрезает вас от реального мира. Вместо этого он дополняет реальный мир цифровыми изображениями и звуками. Pokemon Go, пожалуй, самый известный пример. Приложение заставляет одного из известных карманных монстров появляться на экране вашего телефона, а изображение с вашей камеры накладывается за ним, так что создается впечатление, что Пикачу существует в реальной жизни.
Pokemon Go — это особенно продвинутая реализация дополненной реальности. Это пример «безмаркерной» AR, когда камере не нужно видеть какой-либо особый объект в реальном мире, чтобы активировать AR и отслеживать правильное положение и ориентацию для вас. В большинстве ранних опытов дополненной реальности требовался маркер, который мог быть плакатом или специально отмеченным объектом.
Благодаря машинному обучению и технологиям машинного зрения программное обеспечение дополненной реальности теперь может распознавать такие объекты, как столы и стены, правильно проецируя изображения на эти поверхности.
AR — это широкое понятие, и оно также включает в себя некоторые вещи, о которых многие люди не знают. Например, проекционный дисплей (HUD), используемый в истребителях и некоторых современных автомобилях, можно квалифицировать как дополненную реальность. Пока цифровая информация проецируется на ваш взгляд на реальный мир, это AR.
Смешанная реальность
На первый взгляд MR очень похож на AR. Как следует из названия, он включает в себя смешивание виртуального и реального миров. Ключевое различие между AR и MR заключается в том, что MR осознает реальный мир в той степени, в какой AR этого не делает.
Опыт MR интегрирует цифровые объекты в реальный мир, так что они действительно кажутся там. Виртуальные объекты часто могут проходить позади объектов реального мира и даже учитывать освещение комнаты и тени, отбрасываемые реальными объектами.
Одним из известных примеров гарнитуры смешанной реальности является Hololens от Microsoft. В этой высококачественной гарнитуре используется усовершенствованный «голографический процессор» и специальные датчики для проецирования изображений на специальный прозрачный козырек. Поле зрения довольно узкое, но это впечатляющая технология.
При этом MR уже широко распространен благодаря гарнитурам с внешними камерами для отслеживания движения, которые также включают основные функции MR. Например, Oculus Quest может использовать свои монохромные внешние камеры слежения, чтобы переносить такие объекты, как ваш реальный диван или клавиатура, в виртуальную реальность.
Заменит ли расширенная реальность виртуальную реальность
Поскольку XR стал более распространенным термином только спустя годы после второго поколения современной виртуальной реальности (например, Oculus Rift), неудивительно, что люди задаются вопросом, заменит ли это виртуальную реальность. Реальность такова, что устройства XR, скорее всего, предложат выбор между VR, AR или MR. Вы можете полностью погрузиться в виртуальную реальность, а затем быстро переключиться в режим MR, чтобы позаботиться о вещах в реальном мире, прежде чем вернуться в виртуальную реальность.
Даже если устройство не предлагает более одного типа XR, концепция XR помогает разработчикам по-новому взглянуть на то, как они создают контент и опыт. Вместо того, чтобы рассматривать их как отдельные технологии, они просто разные грани.